Источники и ссылки
Злобность мастеров может сравниться только с их же наивностью. Список источников будет длинным.
- Сборники японских сказок. Необходимый минимум "Сказания древней Японии" пер. Марковой, "Хёрай: сказания о вещах не совсем обычных" Лафкадио Хирн.
- Квайданы. - наше всё.
- Поэзия. По-хорошему - Кокинсю, Манъесю. Необходимый минимум - "Хякунин иссю", сборники Басё, Сайгё.
- Хэйанские дзюйхицу + Камо-но Тёмэй, "Записки из кельи", Нидзё "Непрошеная повесть". Необходимый минимум - Сэй-сёнагон, "Записки у изголовья"
- Хэйанские романы. Необходимый минимум - Повесть о старике Такэтори (пер. Марковой), хотя бы первый том "Гэндзи". Ну, хоть до его возвращения из Акаси. Впрочем, если уже дочитали дотуда, так любопытство одолеет, что будет дальше с ним и императором; а как дочитаете до "Сокрытия в облаках" - так интересно станет, что было с детьми...
- Хэйанские "повести о стихах". Необходимый минимум - Исэ Моногатари
- Записки о делах древности. Кодзики, Нихонги, Великое Зерцало. Необходимый минимум - Кодзики, 1 том
- Рассказы о необычайном.Необходимый минимум - Нихон Рёики
- Гунки Необходимый минимум - Сказание о Ёсицунэ, Повесть о доме Тайра - хотя бы одно из двух. Лучше оба...
- Рассказы в жанре укиё. Необходимый минимум - Ихара Сайкаку "Пять женщин, предавшихся любви", сборник "Отоги-дзоси"
- очень бы неплохо прочесть Хагакурэ и Книгу Пяти Колец. Самураям и людям образованным - обязательно.
- альбомы с репродукциями гравюр, с изображениями предметов прикладного искусства.
... и он еще может пополниться.
Отчего и почему? Мастера-утописты надеются найти 50 человек, которые будут не просто "в теме", но глубоко в культурном слое. То есть настолько глубоко, что даже пузыри наружу не просачиваются. Чтобы все макура-котоба и прочие хонкадори не зависали в воздухе из-за того, что адресат стихотворения или намека в первый раз слышит о сосне из Такасаго. Даже если Ваш персонаж - невежественный крестьянин, а вовсе не блестящий даймё - нужно же понять-угадать, что перед Вами тэнгу, а не просто красноносый монах...
Чтобы сказка стала по-настоящему волшебной, нужно жить.